_БЛОГ
ALPINE ACADEMY
Обратный Haute Route или путешествие из Церматта в Шамони на лыжах
Автор Роман Брык
Я снова в Женеве. Получаю багаж, несколько часов жду электрички в Церматт. На пересадке машинист кричит мне — «Брык, Брык». Думаю, вот это сервис, откуда он знает? Оказалось, его поезд идёт в сторону посёлка «Брык» или что-то в этом роде.
День 1
Только утром встречаюсь с ребятами. Тепло обнимаемся. Последние четыре дня в Альпах жуткие осадки с ветром. Но у нас брони хижин и вся логистика «плывет» если мы не выйдем утром.
Вышли. Вертолёты скидывают шашки на склоны, чтобы взрывами освободить их от свежего снега. Мы пытаемся пройти нижнюю часть курорта до широкой долины. Посредине тропы нас тормозит женщина-снежный патруль, и просит вернуться. Говорит, что ни один местный гид сегодня никуда не пойдет!
Я не сумасшедший, но ведь слона можно есть и по частям. План: если видим опасность, возвращаемся. Обходим, крадёмся по другой стороне ущелья и попадаем в долину. Свобода! Маттерхон красиво сияет на фоне голубого неба.
В нижней части снега выпало не много, мы аккуратно по карману морены, приходим в первую хижину. Смотрительница не видела людей уже шесть дней, очень нам рада. Вечером приходит еще одна группа. Я понимаю, что с ними точно «не местный гид». Оказалась, что это канадцы и они идут точно такой же маршрут. А их гид сдавал экзамен Марку Пише, как и я.
День 2
Этот день самый сложный. Нужно распутать ледник с трещинами. Скатились вниз. Связались веревкой. Ступень за ступенью поднимаемся выше. Эстетика ледников завораживает, кристальная белизна вокруг. Поднимается ветер. Трещин не много, или они забиты свежим снегом. Нам удаётся выскочить на 3600 в район Тете Блалнш — это своеобразный перевал, здесь накануне трагически замёрзли скитуристы. Едем вниз по свежему снегу. Финальный подъем в хижину.
Хижина Бертоль построена на скале. Чтобы попасть в нее, нужно лезть по вертикальной лестнице метров сто. Подъем отнимает последние силы, но тепло вечера сглаживает напряжение. Мы знаем хозяйку по прошлому году. Очень ворчливая. Замаслить ее удаётся только после разгрузки вертолёта, который доставил наверх еду на внешней подвеске. Оконная панара прямо в столовой заставляет чувствовать горы изнутри. Тёплый разговор за ужином.
День 3
Утром снова непогода. Идёт снег, туман. Хозяйка снова (как и в прошлом году) выгнала нас в 7−00 из дома. По плану спуск в посёлок Арола. Супер аккуратно шкребемся вниз по коре и черт знает чему. Даже где-то надели кошки и сняли лыжи. В итоге рано утром, к 9−00 в посёлке Арола. Кофе эспрессо. И мы на канатке мчим в сторону новой хижины.
Красивый трек, идёт лёгкий снег, через часа четыре мы в хижине Вигнетес. Каждая хижина от раза к разу все лучше и лучше. В этой вино, еда, уют, бесплатные шоты чего-то крепкого, повышенное внимание. И она (хижина) просто забита людьми.
День 4
Утром узнаём, что кто-то из толпы надел чужие ботинки и ушёл оставив американца без ботинок его размера. Думаю, теперь он останется здесь жить. А мы бежим проверять свои. В восемь уходим дальше в сторону ледника Оттема. Снова спуск и мы на леднике. Одни. Все группы рассосались по своим маршрутам. Оставив нас наедине, в очень красивом и широком ущелье в самом сердце Альп. Быстро движемся по плоскому леднику до узкого ущелья с плотиной. Выхватили кусок классного пологого спуска. И далее поднимаемся в хижину Шанрион.
Много лет назад, когда мы вдвоём с Андреем Волковым прошли классический вариант «От рута», мы не смогли здесь переночевать. Хижина была на ремонте. Что с ней сделали?! Настоящий отель, а не хижина. Даже душ есть, окна в пол.
День 5
Вот уже пятый день в снегу, льдах и скалах. Переваливаем из Швейцарии в Италию. Не сложный подъем на перевал, снимаем камуса и едем вниз в долину. Постепенно отпускает и мы радуемся весеннему снегу под лыжами. Длинный спуск заканчивается крутым лесом. Боковым соскальзыванием доезжаем до тропы и мы в тёплом итальянском лесу. Еще час и мы в уютном зеленом посёлке. Как бы оттаиваем после всего пройденного.
Машина отвозит нас в Курмайор. Ребята поехали греться в термы.

Отель, ужин, снова наши канадцы в этой же гостинице (черт, как так получилось?), и мы близки к финалу.
День 6
Канатная дорога поднимает нас наверх. Катимся по «Белой долине» в сторону Шамони (это уже Франция). Снег, хуже не придумаешь: корища. Народ вокруг падает повсеместно. Я потом в посёлке видел много людей на костылях. Мы же уже «стрелянные воробьи», едем максимально консервативно. Наблюдаем и проезжаем жемчужины Альп: Монблан, Ден Дюжан, Пти Дрю и так далее. Очень волнительно, ведь на часть из этих вершин мне удалось подняться много лет назад.
Скатились к поезду, который забирает нас со склонов и увозит в посёлок. Инфраструктура в горах потрясает воображение! В Шамони плюс двадцать градусов тепла, почти лето. Мы, счастливые идём в отель по улице с лыжами в руках. Вокруг нас такие же сумашедщие любители ходить на камусах. В это время Шамони — это общий дом для тысячи скитуристов.
Все уже заселись, а я сижу на асфальте перед гостиницей. Выдыхаю, нам с группой полностью удалось пройти Haute Route.