_БЛОГ
Пик Корженевской.
35 лет спустя
Андрей Волков
В рамках нашей амбициозной идеи взойти в Гималаях на 8000 (например на Шиша-пангма) и съехать оттуда, по возможности, на лыжах, мы — Роман и я, придумали серию восхождений на 7000-ки чтобы набрать опыт и подготовить возможную команду, те кто захотят и смогут.
Этим летом мы были устремлены на Мустаг-ата (7500), но у таинственного Китая опять что-то не получилось с разрешениями и мы переключили свое внимание на центральный Памир, там где расположены три «советских» 7000-ка (Ленина. Пик Коммунизма, пик Евгении Корженевской).

Ограничения по времени не позволяли нам рутинно акклиматизироваться на п. Ленина, затем переехать и затем перелететь на вертолете на поляну Москвина, что является базовым лагерем для Корженевы и Коммунизма.
Мы решили поэкспериментировать с акклиматизацией. И потому план выглядел так:
  • первичная акклиматизация на Эльбрусе с неспешным восхождением по восточному гребню, где нет никакой инфраструктуры хижин и уж тем более никаких подьемников и ратраков, как следствие минимум в 100 раз меньше людей. (Что, между прочим, греет мою мизантропию.)
  • После Эльбруса сразу перелет в Душанбе из Минвод, затем машина до Джиргиталя и оттуда вертолет 30 минут на поляну Москвина (4300) и там, внимание — в этом весь замысел, будучи УЖЕ акклиматизированными, сразу ловить погодное окно и выходить на п. Коммунизма в попытке взойти на него.
Сразу можно сказать, про меня так точно, что в этом плане содержалось два недодуманных предположения. 35 лет (1987)назад я в группе Ивана Душарина (Тольятти) сходил 3 семитысячника за 21 день… ну и почему бы с таким-то опытом не повторить хотя бы один, но за 10 дней? А второе, мы все-таки в этом альпинистском году сходили Ама-даблам (6814) в Непале в октябре, затем Аконкагуа (6961) в январе, затем два Эльбруса в июне и в июле — ну вроде бы какая еще накопленная акклимуха нужна?

Слово «вроде бы» оказалось более чем справедливым. Акклимухи в итоге не хватило на п. Коммунизма.
Все начиналось так как задумали. Мы по плану сходили на Эльбрус и восхождение понравилось. И эстетика видов, и компания, и новый маршрут — все было как надо и все хорошо! Такой нормальный трудовой альпинизм).

Прямо в день спуска с Эльбруса выехали в Минводы, ночью перелетели в жаркий Душанбе и следующей же ночью выехали автобусом в Джиргиталь. Не очень весело две ночи подряд без нормального сна, но зато логистическая скорость высокая. Трудно представить что можно добираться быстрее.

Конечно Азия не могла не нарушить европейскую рациональность и наш багаж долетел до поляны Москвина вертолетом на сутки позже. Поэтому я сутки, как минимум, изображал из себя бомжа, одетый в азиатские калоши, шапку а-ля Долче/Кабана и все такое из сельского магазина в Джиргитале, дальше вам должно подсказать воображение)).
Пик Коммунизма еще не был протоптанный в этом сезоне, то есть никто не восходил еще, и Роман, что разумно, предложил сходить сначала Корженеву, в тайной надежде что успеем и на Корженеву и затем отдохнув пару дней вроде успевали «бегом» на Коммунизма. Все было «притерто» день в день, а потому маловероятно в реализации. Мечтать не вредно, а даже полезно)).

Буквально на второй день после прилета вертаком на Москвина, напомню не для знатоков Памира, что практически нельзя прийти на эту «поляну» пешком, мы отправились на Корженеву. Я надеялся что два дня на подьеме и один на спуске и мы сходим эту гору. Не тут то было. Мы шли и ночевали во всех лагерях на подьеме. 1−5100, 2й-5600, 3й-6300, восхождение и еще ночь на 6300, затем длинный спуск за 12 часов из штурмовой лагеря 6300 в базовый лагерь на 4300. Практика показала — мы недоакклиматизированы чтобы быстро работать на горе. Быстро — значит набирать по 1000—1500 м вертикали в день. Не тут то было.
Когда мы спустились через 5 дней с Корженевы я чувствовал себя способным только лежать и проходить 40 метров до столовой и до туалета. Это максимальные расстояния в день, которые я был готов покрывать. Для меня идея второго восхождения, теперь на Коммунизма, отпала сама собой. До отлета вертолета оставалось 5 дней и втиснуть сюда еще одно восхождение на 7495 было нереалистично. Похоже что и мои друзья, коллеги по восхождению, были в таком же состоянии)).
Дни в базовом лагере прошли в увлеченном чтении Уинстона Черчилля, 5 и 6й том «вторая мировая война», который я благоразумно взял с собой. А отсутствие рабочего интернета на поляне я воспринимал скорее как благо. Так как не было необходимости отвлекаться на сообщения из разных мессенджеров.

Долгое сидение в столовой за книгой, она же единственное общее относительно теплое помещение, подарило мне и удивительную встречу. Я встретил спустя 35 лет Андрея Целищева… и не узнал его. Мы вместе были в сборной СССР в 1987 и нас отбирали из 20 молодых и перспективных альпинистов всего двух! в состав команды на Канченджангу на 1989 г.
Тогда советская сборная совершила траверс всех 5 вершин Канченджанга и этот траверс остается неповторенным вот уже 33 года.
Мы с ним в сборной тогда не сильно то и общались. Нас собрали в приэльбрусье чтобы так замучить забегами на Эльбрус и скальными трассами, чтобы явно выделились те кто способен был выдержать этот марафон. (Я хорошо помню что я тогда так устал, что у меня не было даже разочарования что я не попал в ту звездную команду).
Про Андрея я здесь пишу скорее всего потому, что спустя всего 3 года, в 1990 году, он в команде известного Валеры Хрищатова совершил знаменитый и тоже неповторенный и я думаю неповторимый траверс Победа-Хан-Тенгри. 15 дней высотной работы в диапазоне 6000−7500, 15 вершин! И конечно золото чемпионата СССР. Это последний высотный чемпионат СССР, затем СССР как страна перестал существовать. Нас тогда потряс этот траверс, а ведь мы сами были уже не дилетантами в высотных восхождениях, я был уже и снежным барсом и 7 восхождений выше 7000, - но это было что-то за гранью нашего воображения.

И вот Андрей сейчас сидит и вспоминает это все в нашем разговоре. Так буднично, без всякого пафоса и превосходных степеней.
Сам Хрищатый погибнет в обвале на Хан-Тенгри через 2 года, а затем и вся знаменитая команда и школа Эрванда Ильинского разбредется по городам и странам. Крушение политического и хозяйственного механизма СССР необратимо повлияло и на альпинистский феномен СССР 50х-90х, давший и огромную массовость, не соответствующую никак экономическим условиями СССР (альпинизм как феномен спорта «праздного класса» по Торстену Веблену) и созвездие мирового класса восхождений. То уж не вернуть. Ну или лет через 40−50…
В итоге, у нас получилась отличная экспедиция, и, несмотря на то что я здесь звучу критично, у нас получилось все то что мы задумывали — и новое для нас восхождение на Эльбрус с востока и восхождение на Корженеву. Просто по ходу мы увлеклись своими ожиданиями и они стали для нас новой реальностью, с которой мы не справились. Как тут не вспомнить теорему Томаса — «если ситуация выглядит КАК реальная, то она РЕАЛЬНА по своим возможностям»
И, а это сверхважно, компания наша в составе: Роман Брык — лидер, Евгений Иванов и Евгений Тимуров, и я примкнувший к ним, — это такая компашка, в которой хочется продолжать «жить» на высоких горах. Это команда!
Брык Роман, Евгений Томуров, Андрей Волков на вершине пика Корженевской, 7105
Впереди у нас осенний Непал, затем Латинская Америка в январе и наконец манящая Мустаг-ата в июле 2024. Год альпинистский продуман. Осталось вдохновить классный коллектив и подготовиться. Все по силам!